Сегодня психологи говорят о том, что человек должен любить себя. Но для многих «любовь к себе» — это синоним эгоизма, нездорового себялюбия. В этих искаженных формах реальности человек ставит себя во главу всего и полностью забывает об интересах окружающих. Правильная же любовь к себе несет не только мир самому человеку, но и добро его ближнему.
В православном мире часто возникает и другая крайность. Верующие люди принижают и даже унижают себя, думая, что так правильно, хотя об этом нигде не сказано. Это тоже нездоровое отношение к себе, которое не дает ни гармонии, ни счастья.
Более того, когда человек принижает себя, он неизбежно попадает под влияние других людей. Это опасная ситуация. Такой человек не обладает свободой воли, не может сделать правильный свободный выбор, не руководит собственной жизнью. Он не становится зрелым и целостным ни психологически, ни духовно.
Нам важно помнить, что человек — это личность. Он создан по образу и подобию Божьему и несет его в себе. Но можно ли унижать себя, имея внутри Образ Господа? Осознание этого, наоборот, должно укреплять самоуважение человека, вдохновлять его на внутреннюю борьбу со страстями, пороками, помогать возрастать в Боге всю жизнь.
Любовь к ближнему является индикатором любви человека к самому себе: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22, 36–40).»
Когда человек относится с уважением и любовью к своей личности, он относится так и к другому человеку. Он осознает, что обижая другого, он вредит и себе, оскорбляет Божественное начало внутри себя.
Для формирования здорового чувства любви и уважения к себе, необходимо иметь адекватную самооценку. Нельзя впасть в прелесть и очароваться собой, своими талантами и успехами, поставить себя выше другого — это путь к эгоизму. Важно ощутить внутренний стержень. Без осознания своего внутреннего Я, человек не сможет полюбить ни себя, ни другого. Потому что, не имея этого ресурса, ему нечем будет делиться.
Автор: Диана Тевосова