Есть книги, которые прочитать должен каждый родитель. Одна из них — «После трёх уже поздно» Масару Ибуки, основателя японской транснациональной компании Sony. Гениальный инженер, идеи которого продвинули мировой технический прогресс на новый уровень, был также и
Он создал японскую Ассоциацию раннего развития и открыл детскую школу «Обучение талантов». Его книга стала популярна во всём мире и перевернула представления о раннем развитии детей.
Создавая Sony и работая над её расширением, Масару признавал, что главный капитал государства — люди. Образование играет ключевую роль в формировании общества и нации. Поэтому так важно уделять внимание развитию и воспитанию детей. А начинать нужно с младенчества.
В Японии принято делить воспитание ребёнка на 3 этапа:
1. «Император» — с рождения и до 5 лет.
Ребёнку позволяют абсолютно всё. Недопустимо применение физической силы и повышение голоса. Только спокойный тон и мягкие предупреждения: «осторожно», «это опасно». Мама играет ключевую роль. Женщин даже часто называют не по имени, а по принадлежности к ребёнку: «это мама Юки».
Между мамой и малышом устанавливается прочная тесная связь. Мать — главный защитник, покровитель и воспитатель.
Наказание есть. Это «отчуждение». В Японии велика сила общественного порицания. Если малыш сильно раздурился, мама может сказать: «послушай, что про тебя скажут».
Именно на этом этапе ребёнку даётся максимальное количество любви. Культивируется потенциал мозговой и творческой активности. Стимулируется сознание. Даются условия жизни, в которых закладывается фундамент сильной и развитой личности.
«Цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире» — Масару Ибука.
2. «Раб» — с 5 до 15 лет.
В этом возрасте ребёнка дисциплинируют. Делают упор на развитие уважения к старшим, чувства долга, ответственности. Главная воспитательная задача — показать, как правильно жить в коллективе. «Ты — член общества, правилам которого должен следовать». Штудируется этикет и социальные нормы.
3. «Равный» — с 15 лет и далее.
К ребёнку относятся, как к взрослому. Контроль снижается. Подростки уже понимают всю социальную ответственность. Неукоснительно соблюдают семейные и государственные правила. Приходит осознание себя, как части целого.
Японский метод воспитания основан на создании условий, в которых ребёнок сможет раскрыть свои возможности как можно раньше. И в тоже время закладывается полная зависимость от общества.
Мне кажется правильным стимулировать познание через возбуждение интереса у детей с малых лет, воспитывать характер.
Наш центр работает с детьми от 1 года. Образовательный процесс сводится к воспитанию полноценной нравственной личности. Мы создаём условия для реализации творческого потенциала детей. Помогаем родителям раскрыть их таланты и способности.
Что из японской системы воспитания вам нравится? Что применили бы в жизни?
Автор: Диана Тевосова