Адаптивный интеллект: что это и зачем он нашим детям?
В конце прошлого века для описания модели современного мира появился необычный термин — VUCA-мир. Этот акроним предложили экономисты Уоррен Беннис и Берт Нанус. В буквах зашифрованы характеристики мироустройства, царившего до недавнего времени: нестабильное, неопределенное, сложное, неоднозначное. В 2020 году под влиянием происходящих в мире событий ученые заговорили о расширении и трансформации этого понятия. Был создан термин BANI-мир: хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый. Чтобы добиться успеха и реализовать себя в этом мире, необходимо развивать в себе новые навыки, которых не было у предыдущих поколений. И адаптивный интеллект — один их них.
Что такое адаптивный интеллект?
Понятие «адаптивный интеллект» (AQ) появилось не так давно и объединило в себе сразу несколько «гибких» навыков: эмоциональный интеллект, позитивное мышление, умение рационально мыслить, анализировать ситуацию и быстро принимать решения. AQ — это способность быстро подстраиваться под изменения во внешней среде.
Человек, обладающий этим видом интеллекта, умеет быстро принимать решения, просчитывать возможные риски и возможности, а также самостоятельно стимулировать изменения, которые необходимы для создания условий роста и развития.
По сути, адаптивный интеллект помогает найти ответы на вопросы: какой самый негативный исход может быть в этой ситуации, что можно сделать, чтобы избежать этого, и какие возможности для развития можно извлечь из этой ситуации?
Зачем это детям?
Об адаптивном интеллекте чаще всего говорят в рамках бизнес-обучения, и можно подумать, что он необходим исключительно бизнесменам, экономистам, руководителям международных компаний, которые должны чутко отслеживать изменения на мировом рынке и подстраивать работу под них. Но это не так.
Каждый человек, который хочет успешно развиваться в современном мире, должен взращивать в себе этот навык. И дети не исключение.
Адаптивный ребенок стойко воспринимает неожиданные изменения, не впадает в панику, не теряется и не уходит в себя, если что-то идет не по плану. Он генерирует идеи, как решить сложившуюся ситуацию, будь то учебная задача или сложности личного характера. Ему легче находить общий язык с окружающими, вливаться в новые компании и заводить друзей. В будущем он сможет не только применять знания, полученные в школе и институте (hard skills), в привычном формате, но и создавать собственные профессиональные направления, адаптируя их под потребности и интересы современного общества.
Как развить AQ у детей?
- Решать задачи новыми способами. В школе чаще всего требуют решение задач по определенной схеме, но так невозможно развить адаптивный интеллект. Поэтому полезно искать новые пути решения уже известной задачи. Этим можно заниматься как в рамках школьной программы, так и внеурочно, например, на занятиях ТРИЗ. И даже на бытовом уровне — например, предложите ребенку поискать новую дорогу в школу.
- Искать разные пути решения проблемы. В сложной ситуации полезно придумать как можно больше способов действия, а также проанализировать — к каким последствиям приведет то или иное решение.
- Расширять кругозор. Чем больше ребенок имеет знаний об окружающим мире, тем больше пространства для маневра у него будет. Также полезно развивать у ребенка межпредметные связи, которые помогут собрать все знания в единую систему.
- Не окружать детей только позитивными новостями, скрывая весь негатив. Важно создать у ребенка адекватное видение этого мира. Он должен быть готов к встрече с трудностями, но они не должны пугать его и лишать возможности действовать.
- Говорить с детьми об их талантах, сильных сторонах, слабых сторонах и зонах роста. Когда человек хорошо себя знает, он может более правильно рассчитывать нагрузку и ставить более достижимые цели.
Но самым главным в развитии здоровой адаптивности у детей является приучение их к самостоятельности. Не пытайтесь оградить ребенка от всех трудностей, не решайте все его проблемы по первому зову. Когда ребенок осознаёт свою ответственность за определенные сферы своей жизни и понимает, что должен сам решать те или иные задачи, он начинает генерировать поистине потрясающие решения. Помните, что развитие по-настоящему целостной, креативной и адаптивной личности невозможно в условиях вседозволенности, постоянного потакания и баловства.
Читайте также: