Все дети от природы обладают богатой фантазией и креативом. Но чтобы развить и пронести это богатство во взрослую жизнь, необходимо тренировать творческое мышление. Предлагаем делать это с помощью игр — весело, приятно и очень эффективно!
Словесные игры
Эта категория предполагает работу со словами, предложениями, историями. В результате идет развитие не только фантазии, но и речи, навыков сочинения историй, коммуникативных умений.
- «Вырезки». Вырезайте из журналов заголовки и просто понравившиеся фразы и складывайте из них собственные истории. Например, можно сложить предложение, не глядя вытягивая вырезки. Предложите ребенку сочинить историю о том, что получилось. Считается, что эту игру придумал сказочник Джанни Родари.
- Акростих. Напишите любое слово и предложите ребенку придумать слова на каждую его букву. Например, если исходное слово «вдохновение», значит, нужно придумать понятия, начинающиеся с букв «в», «д», «о», «х», «н», «о», «в», «е», «н», «и», «е». Если это задание покажется ребенку слишком легким, можно усложнить: пусть все слова будут относиться к одной категории. Или еще сложнее: пусть сочинит акростих, где каждая буква будет началом новой строчки.
- «Таблички». Предложите малышу пофантазировать, какие запрещающие таблички, рекламные объявления, книги, спектакли могут быть в сказочной стране фей, во дворце Снежной Королевы или в лесу, где живет
Винни-Пух .
Художественные и визуальные игры
Для этих занятий потребуется лист бумаги и любые творческие материалы — карандаши, маркеры, ручки, краски. Предоставьте ребенку большее разнообразие. Это позволит «расширить репертуар», стимулирует сенсорное развитие, раскрепостит творческое мышление.
- «Дорисуй».
В эту игру интересно играть компанией. Включите веселую музыку, раздайте участникам карандаши и фломастеры и… завяжите всем глаза. В течение нескольких минут дети должны рисовать на большом листе ватмана. Это может быть
что-то конкретное или абстрактное. Рисунки могут пересекаться, заходить друг на друга — так только интереснее. Потом повязки снимаются. С открытыми глазами участники дорисовывают общую картину, находят в ней новые образы, заполняют их цветом и обсуждают результат. - «Почерк природы». Создание этого упражнения приписывается Леонардо да Винчи. «Вот вы смотрите на забрызганную краской стену, — писал он в своих дневниках. — И обнаруживаете сходство с горным пейзажем, реками… А в другой раз видите сражение и движущиеся фигуры». Суть в том, чтобы в абстрактных природных и рукотворных образах (в кляксах, иероглифах, лужах, облаках) искать знакомые объекты. Такая тренировка поможет не только развивать воображение, но и даст базу для формирования новых креативных идей.
- «Три краски». Пусть малыш выберет (или возьмет наугад) краски трех цветов и в произвольном формате заполнит ими лист. Обсудите: что получилось на листе? На что похож рисунок? Как его можно назвать? Почему ребенок выбрал именно эти цвета, какие ассоциации они у него вызывают? Упражнение помогает глубже взглянуть на привычные вещи, расширить знания и представления о предметах и цветах. Также оно может стать диагностикой эмоционального состояния ребенка.
Активные игры на развитие фантазии
Игры, где нужно бегать, прыгать и двигаться, особенно нравятся детям: и малышам, и школьникам. Это отличный способ пустить энергию в позитивное русло, развить креативность и весело провести время.
- «Крокодил». Это развлечение знакомо почти всем, но от этого оно не теряет своей актуальности. На листочках бумаги напишите слова, словосочетания, «крылатые фразы» и известные цитаты — чем больше, тем лучше. Участники по очереди вытаскивают бумажки и без слов, с помощью пантомимы изображают то, что на них написано. Другие участники должны догадаться, что изображено.
- «Рассмеши». Группа детей выбирает водящего. Он встает в центр круга. Его задача — не смеяться, в то время как другие участники должны с помощью мимики и жестов рассмешить водящего.
- «Передай позу». Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий показывает движение первому ребенку. Он «передает» движение второму ребенку (все остальные сидят с закрытыми глазами) и так далее по кругу. В конце сравнивается движение последнего участника и ведущего.
- «Танец цветов». Включите музыку и спросите ребенка: о чем эта мелодия? Какую ситуацию, эмоцию она иллюстрирует? Можно упростить задачу и спросить: какой цветок ассоциируется у него с мелодией? Далее пусть ребенок придумает танец, который будет соответствовать настроению музыки и характеру цветка.
Играйте с детьми, развивайте у них фантазию и креатив, сочетайте разные модальности творчества — это станет прекрасным вкладом в детское всестороннее развитие и даст хорошие плоды в будущем.
Читайте также:
5 способов развить креативное мышление у ребенка дома