Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Пирамида обучения: как помочь детям лучше понимать и запоминать материал?

Пирамида обучения: как помочь детям лучше понимать и запоминать материал?

Считается, что пирамиду обучения (или «конус опыта») впервые представил педагог Эдгар Дейл в 1946 году (хотя есть похожая теория, датируемая 1906 годом). Дейл читал лекции в университете и в результате наблюдений за студентами сделал вывод, что один и тот же материал можно донести, используя разные способы подачи. Все способы он схематически представил в виде пирамиды от наиболее абстрактных к менее абстрактным. Новая теория получила название «пирамиды обучения» или «конуса Дейла». Считается, что она помогает повысить продуктивность учебы и увеличить количество запоминаемой информации.

В чем суть модели?

Исследователи теории уверены: все получаемые знания запоминаются в большей или меньшей степени. Степень запоминания зависит от формы подачи информации и ее абстрактности. Наглядно это представляет пирамида Дейла, где верхушка — наиболее абстрактные способы получения знаний (чтение, графические материалы, видеолекции), а основание — наиболее конкретные и практически направленные (обсуждение, практические занятия). Исследователям модели удалось определить процент запоминания материала при разных способах его получения:

  1. Лекция — запоминается 5% информации.
  2. Чтение — 10%.
  3. Слушание и визуальный стимул (просмотр картинок и видео) — 20%.
  4. Наблюдение за практическим применением теоретической информации (демонстрация опыта, открытое занятие, демонстрация процесса) — 33%.
  5. Обсуждение темы или презентация перед аудиторией — до 50%.
  6. Выполнение реального действия (или его аналога) — до 75%.
  7. Обучение кого-то этому действию — 90%.

Важно! Представленные цифры являются приблизительными и не должны восприниматься как единственно верные. В интернете можно найти другие значения для конуса Дейла.

Что не учитывает модель?

Модель Дейла подвергалась критике. Она не учитывает индивидуальных особенностей каждого ученика. Так, например, есть теория, которая предполагает, что люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов по способу обработки информации. Таким образом, можно предположить, что аудиал запомнит больше во время слушания лекции, а не чтения и т. д.

Кроме того, есть доказанные сведения о том, что гармоничное развитие должно сочетать в себе не только практику (которая, если следовать модели, лучше всего запоминается), но и теорию. Результаты школ, которые строят свое обучение в формате «опытного пути» и пренебрегают теорией, оставляют желать лучшего. Это дает основание утверждать: практика всегда должна основываться на крепкой теоретической базе.

Как использовать модель Дейла в учебе?

Конус опыта можно адаптировать и эффективно использовать в работе над особенно сложными предметами, если учитывать важный момент. Необходимо пройтись по всем уровням пирамиды. Практика показывает, что в таком случае материал рассматривается с разных сторон и лучше прорабатывается. Вот несколько советов, как добавить этот инструмент в обучение вашего школьника:

  • При изучении важной темы составьте план «движения» от более абстрактного к менее абстрактному. Например, сначала предложите школьнику прочитать параграф из учебника и дополните прочитанное инфографикой и видеолекциями из интернета. Если это химия, физика или другая точная наука, скачайте несколько опытов. Потом обсудите с ребенком то, что он уже освоил. Можно подготовить доклад по теме. В завершение предложите провести эксперимент самостоятельно или применить знания на практике любым другим способом.
  • Включайте «слушание»: предложите ребенку послушать лекцию без видео, чтобы активизировать воображения.
  • В процессе работы над темой полезно составлять интеллект-карты. Это позволит объединить все полученные знания в единую систему, а также получить хорошую шпаргалку для дальнейшего повторения материала.

Лучше всего конус Дейла зарекомендовал себя в работе с гуманитарными дисциплинами, но может использоваться и в точных науках. Однако здесь важно, чтобы верхушке пирамиды уделялось больше внимания, так как именно «абстрактная» теория является важной для понимания предмета.

Читайте также:

Слуховая память у ребенка: 5 простых упражнений для ее развития

9 упражнений для развития детского мозга

Пирамида Франклина: как научить ребенка ставить цели?

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

5 техник эффективной коммуникации, которые помогут вашему ребенку общаться
Новое! 5 техник эффективной коммуникации, которые помогут вашему ребенку общаться
Подробнее
Что такое «глубокое мышление» и как развивать его в современных условиях?
Новое! Что такое «глубокое мышление» и как развивать его в современных условиях?
Подробнее
Непрерывное обучение: как сделать учебу привычкой?
Непрерывное обучение: как сделать учебу привычкой?
Подробнее
Как перестать бояться камеры?
Как перестать бояться камеры?
Подробнее
Что мешает развитию креативного мышления у детей?
Что мешает развитию креативного мышления у детей?
Подробнее