- Перекладывать всю ответственность за детское образование на кружок
- Отсутствие системности
- Выбирать занятие «на всю жизнь»
- Позволить ребенку самому принимать все решения
- «Перекос» в одну сторону
Еще несколько десятков лет назад дополнительное образование считалось необязательным, а выбор кружков был совсем скудный. Сегодня же для детей разных возрастов существует масса дополнительных занятий на любой вкус. В таком многообразии можно легко потеряться. Расскажем, какие ошибки при выборе детских занятий родители допускают чаще всего и как их избежать.
Перекладывать всю ответственность за детское образование на кружок
Найти кружок, записать ребенка и оплатить занятия — некоторые взрослые думают, что на этом родительская роль в воспитании детей заканчивается. Но это далеко не так.
Важно поддерживать обучение ребенка на разных уровнях:
- Интересоваться, узнавать, что нового малыш узнал, узнавать его мнение и чувства, которые вызывают у него занятия.
- Обсуждать проблемные моменты, помогать преодолевать трудности, которые возникают в обучении.
- Видеть и раскрывать таланты ребенка, направлять его.
- Подбадривать, хвалить, демонстрировать сочувствие и поддержку.
- Помогать делать домашние задания (по необходимости), искать дополнительную информацию в сфере развития ребенка.
- Обсуждать дальнейший рост в профессии, вместе с ребенком искать пути развития (если у него есть желание развиваться именно в выбранном деле).
Отсутствие системности
Если ребенок часто болеет, прогуливает, не выполняет домашние задания, не стоит ждать от дополнительного образования
Выбирать занятие «на всю жизнь»
Даже в рамках одного направления (например, детский вокал) он может перепробовать несколько жанров, прежде чем найдет то, что по душе.
Совет! В выборе дополнительного образования стоит проявлять большую гибкость и свободу. Понаблюдайте за ребенком, поговорить с ним, узнайте о его мечтах и планах на жизнь. И позвольте ему пробовать и искать.
Позволить ребенку самому принимать все решения
Это очень тонкий момент. С одной стороны, родитель не должен навязывать малышу свои мечты и заставлять его делать то, что ему не нравится. Например, мама мечтала стать балериной. У дочки нет к балету ни предрасположенности, ни желания. Каждая репетиция заканчивается слезами девочки и мольбами забрать ее из балетной школы и отдать на рисование. В этом случае очевидно, что взрослый оказывает давление на ребенка в угоду своим амбициям и комплексам. Такой подход губителен для детской психики.
Однако если ребенок хочет бросить занятия, потому что еще не видит результатов своей деятельности (прошло слишком мало времени) или просто ленится, родителю важно поговорить с ним и отчасти настоять на том, чтобы занятия продолжались.
Совет! Маленькие дети не имеют достаточной мотивации и силы воли, стратегическое мышление у них почти не развито. Поэтому при первых же трудностях им хочется все бросить и уйти в другой «кружок». Если вы понимаете, что проблема только в детской неусидчивости и лени, поговорите с ребенком. Объясните ему, почему стоит продолжить занятия, что это даст в долгосрочной перспективе. Найдите способы мотивировать его.
«Перекос» в одну сторону
Приятно, когда у ребенка получается то, чем он занимается, когда он «берет» все награды и призы на соревнованиях и олимпиадах, а его профессионализм быстро растет. Но здесь тоже есть опасность. Например, ребенку хорошо даются точные науки, и родители отказываются от занятий в творческой студии, спортивном центре и даже от свободного детского времени, чтобы выделить больше часов на любимую науку.
Но важно помнить, что дополнительное развитие должно иметь не только профессиональную направленность, но и сочетать в себе множество разных факторов. Всестороннее развитие — это сочетание профессионального, творческого, физического,
Читайте также: