Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
5 типов детской мотивации

5 типов детской мотивации

Мотивация важна не только для взрослых, но и для детей. Без нее добиться успеха в выбранном деле невозможно. Да и учиться будет неинтересно. И у родителей часто возникает вопрос: как правильно вдохновлять ребенка? Но все дети разные, и вдохновляют их разные вещи. В психологии выделяют пять типов личности с разной мотивацией: исследователь, испытатель, призер, активист, проектировщик.

Исследователь

Эти дети хотят узнать об окружающем мире как можно больше. Все неизвестное манит их. Их главная мотивация — внутреннее стремление понять, как устроен мир. Это те самые ученики, которые учатся ради новых знаний, а не ради оценок или похвалы.

Что вдохновляет Исследователя?

  • Возможность узнавать новое и закрывать «белые пятна» в собственных знаниях.
  • Междисциплинарный подход, который позволяет изучать тему с нескольких сторон. Предложите Исследователю изучить любую тему с позиции разных наук и подходов — он будет счастлив!
  • Неоднозначные вопросы, требующие постановки и проверки нескольких гипотез.
  • Возможность говорить с педагогом, задавать вопросы и получать ответы. Кстати, к родителям это тоже относится.
  • Факты и знания, которые неизвестны большинству, а также уникальные источники информации.

А вот частые повторы и «закрепления» уже пройденного материала, наоборот, снижают увлеченность Исследователей. Они быстрее одноклассников схватывают информацию, и общий темп часто кажется им слишком медленным.

Таким детям особенно важно преподносить знания в системе. Почитайте про кросс-дисциплинарное обучение — это интересно! А еще у них нужно развивать критическое мышление, обучать фактчекингу и объяснять, что не вся информация достоверна и заслуживает внимания.

Испытатель

Искатель смотрит на процесс обучения как на способ проверки себя. Его вдохновляют дерзкие задачи. Например, подготовиться к выступлению за два дня или написать реферат на тему, в которой никто в классе не разбирается.

Что «зажигает» Испытателя?

  • Сложные задания, головоломки, задачи с нестандартным решением.
  • Соревнования с более сильным соперником.
  • Задачи, которые не смогли решить другие (или большинство).
  • Поиск творческого нестандартного подхода к выполнению учебного задания.

Если в задаче очевидное решение, она имеет слишком «игровую» окраску и лишена необходимости проявить смекалку и «поломать ум», Испытателю будет скучно. Такому ребенку всегда необходим материал для развития и проверки себя.

Призёр

Призер — это классический победитель творческих конкурсов, городских олимпиад и спортивных соревнований. Процесс для него не так важен и интересен, как результат. Его главная мотивация — возможность проявить и показать себя. А награды, призы и хорошие оценки являются дополнительным стимулом и доказательством его навыков и умений.

Что важно для «призера»?

  • Четкая система оценивания, наличие рейтингов и шкал успеваемости, по которым можно подниматься вверх, соревнуясь с другими участниками.
  • Цель, направленная на достижения конкретного результата. Учиться ради знаний Призеру не интересно, поэтому такая цель его не зажигает. А вот цель «стать победителем олимпиады» — ему явно понравится.
  • Возможность презентовать результаты своего труда перед другими участниками.
  • Физическое подтверждение его заслуг — грамота, медаль, приз, место на доске почета.

Если цель слишком большая, а путь к ней долгий, родители могут предложить раздробить ее на несколько микроцелей. Это необходимо, чтобы Призер не потерял интерес. Также можно акцентировать внимание ребенка на интересных моментах самого процесса.

Активист

Для Активистов важнее всего взаимодействие с другими людьми. Они хорошо работают в команде, а лучшим стимулом для них служит возможность принести пользу другому, продвинуть свою команду к победе. Им важно быть услышанными и признанными.

Что мотивирует Активиста?

  • Командная работа или командные соревнования.
  • Возможность поделиться знаниями с другим человеком. Эти дети с удовольствием выступают в роли «учителей» — объясняют товарищам тему, «подтягивают» перед контрольной.
  • Ситуации, в которых вклад ребенка в общее дело признается коллективно.

Если же в коллективе малыша не уважают и не слушают, а педагог не интересуется его мнением, желание учиться резко снижается. Таким детям трудно в разрозненном коллективе, где преобладают индивидуальные занятия и главенствует принцип «каждый за себя».

Проектировщик

Проектировщикам важно практическое применение полученной информации. На уроках, где дают только теорию, они откровенно скучают. Для этих детей особенно важна цель в обучении, и родители могут помочь эту цель задать.

Как заинтересовать Проектировщика?

  • Предлагать побольше практики, опытов и экспериментов.
  • Предложить четкую схему реализации (желательно с определенными шагами и этапами). Также детям нравятся задания на разработку такой схемы.
  • Устраивайте беседы и размышления на тему «Как это можно сделать проще/быстрее/эффективнее?»
  • Обеспечьте возможность связать полученные практические навыки с повседневной жизнью. Например, можно поразмышлять с Проектировщиком, какие физические законы он наблюдает каждый день.

Проектировщики не любят уроки и занятия, где много теоретической информации или полученные знания нельзя проверить на практике. Если задание, данное учителем, слишком размыто и нечетко, это может взвыть у ребенка напряжение.

Разумеется, все эти типы разделяются весьма условно и редко присутствуют в «чистом виде». Бывает и так, что в разных областях ребенком движут неодинаковые побуждения и мотивации. Например, в хобби он стремится к практической реализации знаний, а в школе в нем просыпается Призер. Задача педагогов и родителей наблюдать за каждым ребенком в отдельности и искать индивидуальный подход.

Пирамида Франклина: как научить ребенка ставить цели?
Важно учить детей правильно ставить цели. Это поможет им добиваться успеха в будущем и увереннее идти по жизни. Один из методов, который подойдет для детей, — пирамида Франклина.
Как научить ребенка вести себя в конфликтах со сверстниками?
Конфликты у детей возникают довольно часто. Важно учить ребенка правильно действовать и разрешать проблемные ситуации. Расскажем, как научить ребенка конструктивному общению со сверстниками.

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками?
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками?
Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей
5 упражнений для развития критического мышления у детей
Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей
Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности
Театральная студия — пространство для становления личности
Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми
4 «мягкие» техники для общения с детьми
Подробнее