- Жесткий контроль и отсутствие самостоятельности
- Действие по шаблону
- Ориентация на внешние факторы и оценка
- Нехватка общения
- Постоянные замечания
Мы все мечтаем, чтобы наши дети росли творческими и талантливыми, чтобы неординарно решали жизненные задачи и успешно реализовывались в профессиональной сфере. Однако далеко не каждому креативному ребенку удается вырасти в креативного взрослого (хотя абсолютно у каждого есть такой шанс!). Что мешает детям сохранять гибкость и неординарность мышления? И как помочь им не растерять эти ценные навыки?
О том, почему важно развивать их у детей, читайте здесь: Что такое креативность и зачем она нужна нашим детям?
Жесткий контроль и отсутствие самостоятельности
Излишний родительский контроль и гиперопека одинаково вредны для творческого мышления и способности к креативу. В условиях недостатка самостоятельности ребенок зажимается, становится пассивным, безинициативным, зависимым от чужого мнения.
Родительский авторитет должен быть безусловным в воспитании ребенка, но он не должен граничить с авторитарным. С ребенком необходимо говорить, слушать его мнение и мягко корректировать то, что он понимает неверно.
Важно! Иногда определенные рамки (например, временные), наоборот, способствуют усилению творческого процесса, заставляют «мобилизоваться» и выйти за пределы зоны комфорта.
Действие по шаблону
Разумеется, для гармоничного развития ребенка необходима дисциплина, системность и определенная структурность, но развитие креативности подразумевает достаточную долю спонтанности и свободного творчества.
Совет! Предлагайте детям упражнения на развитие нестандартного мышления. Можно поиграть в ассоциации, соединить в одном предложении для совершенно разных слова, пофантазировать, «что было, если бы…», или сделать несколько заданий из учебника ТРИЗ.
Ориентация на внешние факторы и оценка
«А что о тебе подумают другие?», «А как это делают твои одноклассники?», «А соседский ребенок сделал это задание
Другая опасность — оценочные суждения о творчестве ребенка. Одна фраза, вроде «это некрасиво» или «мне кажется, это сделано не совсем правильно», — и ребенок может закрыться, станет осмотрительнее в формировании идей, а потом и вовсе сведет на нет творческую спонтанность. Впрочем, многое зависит от характера и темперамента ребенка. Для
Нехватка общения
В общении с другими людьми ребенок развивается личностно, эмоционально, творчески. Он расширяет свой кругозор в беседах с людьми, частично перенимает их опыт, обсуждает с ним свои идеи, корректирует, улучшает их.
Поэтому важно формировать круг общения для детей (по крайней мере, пока они маленькие). Необходимо развивать коммуникативные навыки ребенка, давать ему возможность пообщаться с людьми разных возрастов, профессий.
Постоянные замечания
Представьте ситуацию: ребенок общается в группе людей и предлагает свое видение той или иной темы. Это может быть странная, наивная, даже глупая идея, но он озвучивает ее со всей детской непосредственностью. Однако тут же появляется мама, которая начинает одергивать малыша: «Ну что ты в самом деле…
Важно! То же самое относится к сомнениям в силах ребенка. «Не бегай, упадешь», «Какое пение, у тебя же нет слуха!» и прочее неизбежно откладывается в детском подсознании и формирует самооценку.
Также по теме читайте: Как развить креативность у детей школьного возраста?