Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Работа с пластичными материалами как способ развития ребенка

Работа с пластичными материалами как способ развития ребенка

К нам часто приходят родители с вопросом: чем заниматься дома с детьми, чтобы развить креативное мышление, стимулировать речевое развитие, интеллект, воображение? Один из лучших способов это сделать — творчество. Рисование, работа с цветной бумагой и природными материалами, музыкальные игры — все это идет во благо и малышам, и школьникам. Но один из самых простых и развивающих методов, которые родители могут применять дома, — лепка. Расскажем подробнее, чем она полезна и как правильно организовать занятие дома.

Почему детям полезно лепить?

  • Развитие мелкой моторики. Сухомлинский говорил, что «истоки творческих способностей детей — на кончиках их пальцев». Через работу с пластичными текстурами происходит развитие мелкой моторики, а значит, и развитие мозга. Образуются новые межполушарные связи, улучшается координация рук, стимулируется речевой центр в мозге — это лишь некоторые «плюсы» развития мелкой моторики.
  • Развитие творческого мышления. Ребенок учится выражать себя через творчество, придумывает сюжеты, героев, создает истории с вылепленными персонажами. Развивается абстрактное мышление, особенно если давать малышу необычные задания: например, слепить пение птиц, звук колокольчика и т. д.
  • Эффект расслабления и снятия стресса. Монотонная работа с пластичными материалами полезна для нервной системы. В этом процессе ребенок может проживать страхи, тревоги, агрессию и другие негативные эмоции.
  • Улучшение концентрации внимания. Лепка показана гиперактивным, неусидчивым детям, так как помогает повысить концентрацию внимания.

Какой материал выбрать?

Пластилин. Он бывает классический и восковой. Работать с классическим детям дошкольного возраста бывает сложно. Он довольно твердый, и у них не хватает силы рук его размять. Лучше выбирать восковой вариант — он более мягкий и приятен в использовании.

Аналоги пластилина. Сегодня на рынке есть замены обычному пластилину — воздушная масса и тесто для лепки, полимеры, «жвачка» для рук, кинетический песок, шариковый пластилин. Все аналоги обладают своими уникальными свойствами и имеют место быть в детском творческом уголке.

Совет! Не давайте малышу материал с фруктовым запахом. Есть риск, что он его проглотит.

Глина. Глина — природный материал, она мягкая податливая, но требует определенной сноровки. Работа с глиной имеет очень терапевтический эффект, она расслабляет, успокаивает, гармонизирует детскую психику, помогает пережить («пролепить») сложные ситуации. Вылепленные изделия можно просушить на воздухе, а можно обжечь в специальной гончарной мастерской.

Соленое тесто. Оно состоит из натуральных компонентов (соль, мука, вода, масло), поэтому не вызывает аллергию. Готовые фигурки можно высушивать в духовке и раскрашивать.

Как сделать лепку развивающим занятием дома?

Начинать занятия лепкой с малышами лучше с самых простых заданий: разминание пластилина в руках, скатывание колбасок и шариков, смешивание двух цветов, отпечатывание фигурок. Ребенок должен познакомиться с материалом, почувствовать его, прежде чем переходить к более сложным заданиям. Кроме того, изучение текстур, физических свойств, цветообразования способствует развитию чувственного опыта малыша.

Не всегда стоит устраивать из домашней лепки полноценный урок, особенно с младшими дошкольниками. Этого хватает в детском саду и развивающем центре. Полезно чаще предоставлять ребенку свободу творчества. Пусть создаст поделку на свободную тему или даже просто помнет пластилин — это тоже очень полезно!

Лепку можно сочетать с другими модальностями искусств: рисованием, танцем, чтением и сочинением сказок. Это расширяет творческий потенциал ребенка, стимулирует воображение.

Интересно! По тому, как и что лепит ребенок, можно многое узнать о его характере, интересах и даже проблемах. Искусствовед и педагог Елена Макарова пишет: «Тип мышления легко выявляется в ходе занятий лепкой. Дети-аналитики вылепливают все по отдельности, из частей собирают целое. Дети с синтетическим мышлением, наоборот, отыскивают предмет в целом куске, отсекают лишнее».

Присмотритесь к своему ребенку: какие цвета он выбирает, как обращается с материалом, сильно ли нажимает на него, вылепливает ли детали или создает абстракцию?

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Занимательные опыты с детьми
Новое! Занимательные опыты с детьми
Подробнее
5 способов улучшить речь у детей и подростков
Новое! 5 способов улучшить речь у детей и подростков
Подробнее
Как помочь ребенку выучить и сдать неинтересный предмет?
Как помочь ребенку выучить и сдать неинтересный предмет?
Подробнее
Главные ошибки родителей в профориентации детей
Главные ошибки родителей в профориентации детей
Подробнее
Самопрезентация для детей: как учить детей рассказывать о себе?
Самопрезентация для детей: как учить детей рассказывать о себе?
Подробнее