Сайт использует файлы Cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Узнать подробнее

×
Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Зона ближайшего развития в воспитании и обучении детей

Зона ближайшего развития в воспитании и обучении детей

В педагогической и психологической литературе по воспитанию и обучению можно часто встретить понятие «зона ближайшего развития». Однако не все родители точно знают, что это такое и какое значение она играет в комплексном развитии ребенка.

Что такое зона ближайшего развития?

Вспомните, как вы учились плавать. Сначала с надувным кругом и нарукавниками, потом просто с поддержкой взрослого, и, наконец, вы поплыли сами. Этот пример отлично иллюстрирует понятие зоны ближайшего развития. Сложные навыки, типа плавания, обучения детей английскому языку или езде на велосипеде, всегда складываются из нескольких шагов. Последовательно выполняя задачи, человек постепенно приходит к профессионализму. Каждая последующая «ступенька», на которую пока не удается подняться в одиночку, — это и есть зона ближайшего развития. Она всегда связана с психическим развитием ребенка — с теми функциями его психики, которые еще не созрели, но готовятся созреть.

Выделяется всего три области в развитии деятельности ребенка:

  • Зона актуального развития (ЗАР) — то, в чем ребенок успешен уже сейчас, и то, что он может свободно делать сам.
  • Зона ближайшего развития (ЗБР) — те дела, который малыш выполняет с помощью взрослого.
  • То, что он не может делать ни самостоятельно, ни с помощью родителей.

Для примера рассмотрим трехлетнего ученика художественной школы для детей. ЗАР в его случае — схематичное изображение человеческой фигуры по принципу «палка, палка, огуречик, получился человечек». ЗБР — изображение человека так, чтобы было понятно, кто это — мальчик или девочка, прорисовка лица, рук, элементов одежды. А вот правильно наложить тени и прорисовать анатомию трехлетка все равно не сможет.

Как определить ЗБР?

Чем бы ни занимался ваш малыш — актерским мастерством, вокалом для детей или детской хореографией — важно видеть его ЗБР. Автор данной концепции советский психолог Лев Выготский говорил, что определить ее можно экспериментальным путем. Для этого необходимо обращать внимание, к чему дети проявляют интерес? Как правило, это то занятие, которым они не могут заниматься самостоятельно, но стремятся научиться.

  • Малыш просит помощи у родителей и педагогов из детского развивающего центра.
  • Он внимательно прислушивается к советам и старается их выполнять для достижения результатов.
  • Ребенку требуется все меньше помощи от взрослых и учителей детского центра, чтобы справиться с заданием.

Важно! Делая дело за детей, родители тормозят не только улучшение скорости мышления, самостоятельности, любознательности и других функций, но и сильно затрудняют переход в ЗБР.

Как помочь ребенку перейти на новый этап?

Психологи уверены, что для выхода на новый уровень в любой сфере (будь то шахматы для детей, робототехника, рисование или другое занятие) детям необходимы:

  • хороший учитель, который даст необходимые знания, инструкции и алгоритмы;
  • возможность практиковаться в выбранном деле;
  • информация для расширения знаний в выбранной сфере.

Важным моментом является и то, что лучше всего обучение происходит в коллективе сверстников. Особенно это необходимо в дошкольном, школьном и подростковом периоде, когда происходит социальное развитие ребенка, идет становление личности, закладывается умение коммуницировать с другими. Поэтому родителям важно подобрать хорошие курсы для детей, чтобы облегчить сыну или дочери гармоничный профессиональный и творческий рост.

Правила обучения в ЗБР

Родителям не стоит ждать быстрых или мгновенных результатов. Освоение ЗБР, как правило, идет по следующему принципу:

  • Родитель знакомит малыша с новой деятельностью и тот только присматривается к ней (этот этап может занимать немало времени).
  • Родитель делает, а ребенок оказывает ему посильную помощь.
  • Ребенок делает вместе с родителем.
  • Он делает, а взрослый помогает.
  • Ребенок делает один.

Для того, чтобы все прошло быстро, взрослый должен использовать понятные слова для объяснения. Не стремитесь сразу все сделать или ответить за ученика — он должен тренировать быстроту мышления и смекалку, отвечая на ваши вопросы. Лучше используйте вопросы с открытым концом, чтобы побудить ребенка размышлять и думать. Так процесс обучения пойдет быстрее.

В Центре развития успешных детей «Имена Продакшн» создана комфортная среда, в которой ваш сын или дочка сможет быстро освоить зону ближайшего развития и перейти на новый уровень в своем личностном и профессиональном становлении.

Другие статьи

5 качеств крутого танцора
5 качеств крутого танцора
Подробнее
Социальный интеллект у детей: что это такое и как развить?
Социальный интеллект у детей: что это такое и как развить?
Подробнее
4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)
4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)
Подробнее
Как хвалить ребенка, чтобы мотивировать его на успех?
Как хвалить ребенка, чтобы мотивировать его на успех?
Подробнее
5 секретов работающих мам: как все успевать?
5 секретов работающих мам: как все успевать?
Подробнее