В современном мире наблюдается тенденция к подмене истинных духовных и нравственных ценностей другими — рациональными, исходящими из логической сферы. Но без воспитания у ребенка восхищения красотой, вдохновения искусством, природой, невозможно правильное развитие детской личности.
Что такое эстетическое развитие?
Я часто замечаю, что родители сосредотачиваются на том, чтобы дать ребенку практическую пользу в краткосрочной перспективе. Это безусловно важно. Но не менее важно умение видеть красоту в жизни, в природе, в другом человеке и в самом себе.
Эстетическое развитие — это приобщение детей к прекрасному, приучение видеть и чувствовать красоту, стремиться к высшим ценностям.
На мой взгляд, нельзя отнести к такому воспитанию только то, что касается искусства. Безусловно, детям важно показывать картины великих мастеров, посещать с ними концерты и театр, но этим невозможно ограничить чувственную и эмоциональную сферу маленького человека. Эстетическое воспитание включает в себя любые проявления красоты живой души. Это и природа, и общение с другими людьми, и искусство, и чувства.
Я считаю, что эстетическое развитие невозможно без эмоционального. Ребенку можно сказать, что эта картина, например, дорогая, а эта мелодия — шедевр. Но понимание истинной ценности рождается в душе из эмоций, чувств.
С какого возраста развивать?
Я считаю, что эстетическое воспитание — долгий и очень тонкий процесс. С первых дней жизни малыша перед родителями встает выбор (и большая ответственность), чем наполнять жизнь младенца: какими звуками, визуальными стимулами, смыслами. Ведь мы можем сделать выбор в пользу классической музыки и народных колыбельных, которые являются носителями культурного кода и благотворно влияют на детскую психику. Или же включить «фоном» телевизор, решив, что младенцу «все равно, что слушать».
Как развивать ребенка эстетически?
- Обращайте внимание на
медиа-продукцию , с которой соприкасается ребенок: мультики, игрушки. К сожалению, в большинстве случаев их дизайн и рисовка оставляют желать лучшего. - Обращайте внимание малыша на красоту вокруг. Гуляя в парке, можно отметить необычные облака, яркие цветы, пение птиц, показать ребенку, как красиво блестит снег.
- Говорите об эмоциях, называйте их, проговаривайте.
- С детьми можно посещать музеи, выставки, галереи. Малыши будут в восторге от детских мюзиклов, сказочных представлений или музея кукол. Можно рассматривать репродукции картин дома, включать классическую музыку и
аудио-спектакли . - Особое внимание уделяйте книгам, которые читает ребенок. Я считаю, что в литературе важно все: смысл, слог, иллюстрации. Я советую уделять особое внимание выбору литературы с хорошими, реалистичными изображениями и глубоким многослойным смыслом.
- Сочетайте модальности. Литература, музыка, танец, рисование — все это может стать прекрасной базой для формирования фантазии, эмоционального интеллекта и эстетического развития у детей. Можно, например, предложить детям пофантазировать и придумать музыкальную композицию для персонажа из любимой книги или попробовать передать эмоцию с помощью танца.
- Главное, погружать ребенка в мир искусства ненавязчиво, без принуждения и насилия. Кстати, то же самое касается и музыки, кино, литературы. Пусть у малыша всегда будет возможность сказать: «Эта картина мне не нравится», «Этот рассказ мне не интересен».
Эстетическое развитие — чаще всего это не
Автор: Диана Тевосова