- В чем смысл наказания?
- Можно ли наказывать физически?
- Почему вседозволенность не улучшает поведение?
- Если ребенок поступил плохо…
Вопрос наказания очень остро стоит среди современных родителей, а его главная проблема заключается в том, что родители не понимают, за что и в каких случаях мы наказываем детей. В современном обществе под наказанием чаще всего понимается попытка повлиять на ребенка через крик и физическое воздействие, что в корне неверно и опасно.
В чем смысл наказания?
Важно донести до ребенка, что он поступил плохо, что так нельзя, но донести так, чтобы он понял. Психолог Юлия Гиппенрейтер пишет, что «родитель — защитник моральной ценности». Поэтому и наказание является не «действием против ребенка», а мерой для его
Можно ли наказывать физически?
Я категорически против физического и психологического насилия, особенно в вопросах воспитания детей. Такие методы не только не помогут скорректировать поведение, но и усугубят проблему. Ребенок, находясь в стрессе во время физического наказания, не осознает своей ошибки, не понимает, почему так себя вести нельзя и почему любимый человек его сейчас обижает.
Физические наказания ломают подвижную психику ребенка, безвозвратно разрушают доверие между ребенком и взрослым, вынуждают ребенка хитрить, обманывать, лишь бы избежать наказания в следующий раз. Такие дети растут тревожными, мнительными, закрытыми и часто бывают агрессивными, потому что агрессия порождает ответную агрессию.
Почему вседозволенность не улучшает поведение?
Жесткое и авторитарное воспитание не позволяет детской личности гармонично развиваться, но и детоцентристская позиция, когда родители не ставят жестких границ и разрешают почти все, тоже вредна для детского развития. Я часто вижу родителей, которые воспитывают детей в таком «попустительском» стиле, и очень удивляются, когда ребенок вместо того, чтобы слушаться, начинает бунтовать.
Все дело в том, что детям крайне необходимы четкие границы и правила. Это дает им опору в жизни, формирует уверенность в окружающем мире, в родителях и собственных действиях. И чем младше ребенок, тем понятнее и четче должны быть границы, тем точнее должны соблюдаться правила. Только в таких условиях ребенок будет чувствовать себя в безопасности и сможет гармонично развиваться.
Строгих запретов не должно быть много, но все они должны быть понятны ребенку. Если родитель
Вопреки опасениям родителей, наличие в семье правил снижает количество непослушания со стороны детей, помогает формировать дисциплину и сводит конфликты в семье к минимуму.
Говоря ребенку о правилах, подчеркивайте, что этих правил придерживаются все члены семьи. Например, лучше сказать «В нашей семье мы уважаем друг друга и не повышаем друг на друга голос» вместо «Я не разрешаю тебе кричать на сестру».
Если ребенок поступил плохо…
- Говорите и обсуждайте с детьми их поведение, анализируйте последствия, выясняйте причины и объясняйте, почему так вести себя недопустимо.
- Ребенок должен увидеть реальные плоды своего поведения: например, если прогуливать школу, то придется все каникулы изучать пропущенный материал. Родителям необходимо помочь ему заметить и осознать эту взаимосвязь. Тогда в следующий раз он вспомнит этот опыт и не станет допускать такую ошибку.
- Наказывайте через лишение хорошего, а не через физическое и психологическое насилие. Например, если ребенок серьезно провинился, можно отменить запланированную поездку в парк или семейный вечер с настольными играми, которого ребенок ждал.
- Не поддавайтесь эмоциям. Нельзя кричать, угрожать, оскорблять ребенка. Родитель должен спокойно и четко объяснить, что ребенок сделал не так и почему так поступать нельзя.
Важно помнить: наказание не должно унижать личность ребенка и разрушать его самооценку. Наша задача — донести до ребенка важную информацию, укрепить в нем понимание
Автор: Диана Тевосова