В последние годы в сфере образования и центрах творческого развития все настойчивее говорят о развитии метанавыков у детей и взрослых.
Что такое метанавыки?
Метанавыки (или как их еще называют метакомпетенции) — это некая база, фундамент, на котором строится все дальнейшее развитие человека, накапливаются профессиональные и междисциплинарные знания. Приставка «meta» указывает именно на такое «сверх»-положение этой группы умений и компетенций. К основным метанавыкам относятся:
- осознанность и умение рефлексировать;
- принятие других со всем многообразием их характеров;
- сотрудничество;
- стратегическое планирование;
- фокусировка на главном;
- аутентичность и смелость проявляться;
- гибкость мышления и адаптивность.
Как видите, эти навыки (или качества личности) больше сфокусированным на внутреннем, нежели на внешнем.
Чем мета отличаются от софт?
«Гибкие» навыки больше ориентированы на профессиональную деятельность, а метанавыки носят смыслообразующий характер. Они расширяют и формируют софт скиллс. Например, «гибкое» умение ставить цели, проходя через призму метанавыка «осознанность», становится шире — человек понимает, зачем ему эти цели нужны. А соединяя «принятие особенностей других людей» с коммуникабельностью, мы получаем идеального лидера.
В одном из источников была приведена аналогия с деревом: корни символизировали метанавыки, ствол — «гибкие» навыки, а ветви и листья — «жесткие» навыки.
Метанавыки, как и «гибкие» навыки, не привязаны к
Какие метанавыки развивать у детей?
В современном мире мало просто обладать знаниями, чтобы добиться успеха. Поэтому совет «хорошо учиться и больше читать» (то есть развитие hard skills), который был актуален в нашем детстве, сейчас не работает. Важно дополнять его развитием meta и soft skills в центре комплексного развития и дома. Как это сделать?
Осознанность. Умение чувствовать свои истинные желания, видеть сильные и слабые стороны и осознавать себя частью большого мира — это важные качества, которые необходимы современному человеку. Осознанность поможет сохранить опору под ногами, даже если
Принятие других. Все люди отличаются друг от друга, и важно с детства заложить эту мысль в детскую голову, как норму. Внешность, социальное и материальное положение не должны быть критерием оценки личности. Я советую, посещать с детьми благотворительные мероприятия и помогать тем, кому меньше повезло в жизни. В благотворительности у детей формируется принятие слабостей и неудач другого человека (и своих собственных), развивается способность видеть в человеке прежде всего человека, а не статус или внешность.
Адаптивность. Гибкость мышления и умение быстро подстраиваться под меняющиеся обстоятельства необходима современном мире. Ситуация с пандемией выявила это особенно ясно. Я советую развивать у детей критическое мышление, стрессоустойчивость и способность нестандартно мыслить. Тогда неожиданные перемены не вызовут стресса, а будут восприняты, как возможность проверить свои силы и проявить себя.
Стратегическое планирование и фокусировка на главном. Планирование через призму метанавыков — это способность видеть свою жизнь в перспективе, осознавать ее общую направленность и высшую цель. Человек может ставить цели и достигать их, но если он не знает, зачем это делает и куда идет, развитие будет хаотичным. Учите детей регулярно проводить самоанализ и задавать себе вопросы: Для чего я это делаю? Что хочу получить в итоге? Как это связанно с моими ценностями?
Аутентичность. Это возможность строить гармоничные отношения с окружающими, не изменяя себя и свою истинную природу.
Важно понимать, что в отличии от жестких и гибких навыков meta skills невозможно «освоить» за несколько месяцев. Их тренировка — это постоянный процесс личностного роста, внимания к своим чувствам и эмоциям, выбор в конкретных ситуациях. Они развиваются в бытовых и профессиональных ситуациях, с которыми ежедневно сталкивается ребенок. Задача родителей в этом процессе — познакомить ребенка с его чувствами, научить его обращать на них внимание и осознанно действовать в любой ситуации.
Автор: Диана Тевосова