- Что такое глубокое мышление?
- Почему это важно нашим детям?
- Как научиться мыслить глубоко?
- Сократический диалог для развития глубокого мышления
В конце прошлого века сформировалось понятие «клиповое мышление» — поверхностное, быстрое, многозадачное. Оно развивалось под влиянием массовой культуры, которая нацелена на быструю подачу информации, простые мысли и краткосрочное запоминание. Оно не позволяет «копнуть» в глубину и решить задачу небанально, осмыслить и понять сложную тему, сделать нестандартные умозаключения. Сделать это можно, только если развивать глубокое мышление.
Что такое глубокое мышление?
Глубокое мышление — это способность концентрироваться на теме, тщательно анализировать информацию и за счет этого получать больше ценных и неординарных мыслей.
Почему это важно нашим детям?
В современном мире глубокое мышление подменяется клиповым. Большая часть современного контента нацелена на привлечение внимания детей и подростков. Информация подается ярко, образно, картинка сменяется каждые несколько секунд, чтобы зритель не успел заскучать. Времени на размышления не остается, и мысли, которые появляются во время просмотра, очень поверхностны и быстротечны. Но без умения размышлять сложно стать высокодуховной личностью и хорошим профессионалом.
Как научиться мыслить глубоко?
- Отказ от гаджетов. Наверное, это одна из самых главных рекомендаций, которые можно дать. Советуем почитать более подробно о том, как отвлечь ребенка от гаджетов.
- Развитие внимательности. Концентрация внимания — это то, чего не хватает современным детям. Однако это можно и нужно развивать. Можно использовать специальные упражнения, побольше читать, применять метод помидора для решения важных задач и учебы. Если систематически уделять этому время, ребенок станет внимательнее, научится дольше концентрироваться на одной задаче и анализировать ее с разных сторон.
- Работа с мыслями. Очень часто человеку (даже взрослому) бывает сложно сконцентрироваться
из-за «ментальной жвачки» — навязчивых мыслей, связанных с тревожащей ситуацией или проблемой. В этом случае важно поговорить с ребенком и узнать, что его беспокоит. Также важно учить его справляться негативными мыслями и повышать стрессоустойчивость детей. - Общение с разными людьми. Необходимо создавать круг общения из людей с разными специальностями, социальными статусами, мировоззрениями. Слыша разные истории, наблюдая разные мнения, строя диалог с непохожими друг на друга людьми, ребенок учится отстаивать свое мнение, находить более правильные аргументы, размышлять, думать.
- Изучение истории для детей. История — это погружение в мир
причинно-следственных связей, мотивов и действий. Через знакомство с биографиями известных людей, их влиянием на окружающий мир и события в нем, ребенок развивает критическое мышление, учится замечать тонкие нюансы и тщательнее анализировать информацию. - Поиск темы для глубокого погружения. Хорошей «пищей для размышления» может стать классическая литература. Многослойность повествования позволяет найти свои личные смыслы и развить их в размышлениях. С подростками можно обсуждать философские идеи, поступки других людей, мировые события.
Центр «ИМЕНА Продакшн» выпустил проект «Православная азбука», в рамках которого воспитанники центра размышляют о Боге, вере, православных традициях, осмысливают жития святых.
Сократический диалог для развития глубокого мышления
«Сократический диалог» — это способ построения беседы, когда один человек (например, учитель или родитель) задает вопросы и подвергает гипотезу ученика сомнению. Это позволяет ученику более многогранно и глубоко исследовать проблему и найти более интересный, полноценный и правильный вариант.
Схема построения такого диалога следующая:
- Взрослый задает тему, ребенок высказывает свою гипотезу в рамках темы.
- Взрослый находит такие аргументы и вопросы, которые ставят гипотезу под сомнение. Здесь важно не обесценивать мысли ребенка и действовать максимально уважительно и аккуратно.
- Ребенок ищет доказательства своей гипотезы, погружаясь в вопрос все глубже. Часто бывает и так, что вместо доказательств находятся опровержения, и ребенок находит другое более эффективное решение.
- Взрослый и ребенок обсуждают результаты беседы.
С помощью сократического диалога можно обсуждать прочитанные книги, новости, события, произошедшие с ребенком, решать сложные вопросы и задачи, которые ставит перед учеником школа и жизнь.
Каждый ребенок обладает пытливым умом и природной любознательностью от рождения. Однако