Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Что такое «глубокое мышление» и как развивать его в современных условиях?

Что такое «глубокое мышление» и как развивать его в современных условиях?

В конце прошлого века сформировалось понятие «клиповое мышление» — поверхностное, быстрое, многозадачное. Оно развивалось под влиянием массовой культуры, которая нацелена на быструю подачу информации, простые мысли и краткосрочное запоминание. Оно не позволяет «копнуть» в глубину и решить задачу небанально, осмыслить и понять сложную тему, сделать нестандартные умозаключения. Сделать это можно, только если развивать глубокое мышление.

Что такое глубокое мышление?

Глубокое мышление — это способность концентрироваться на теме, тщательно анализировать информацию и за счет этого получать больше ценных и неординарных мыслей.

Почему это важно нашим детям?

В современном мире глубокое мышление подменяется клиповым. Большая часть современного контента нацелена на привлечение внимания детей и подростков. Информация подается ярко, образно, картинка сменяется каждые несколько секунд, чтобы зритель не успел заскучать. Времени на размышления не остается, и мысли, которые появляются во время просмотра, очень поверхностны и быстротечны. Но без умения размышлять сложно стать высокодуховной личностью и хорошим профессионалом.

Как научиться мыслить глубоко?

  • Отказ от гаджетов. Наверное, это одна из самых главных рекомендаций, которые можно дать. Советуем почитать более подробно о том, как отвлечь ребенка от гаджетов.
  • Развитие внимательности. Концентрация внимания — это то, чего не хватает современным детям. Однако это можно и нужно развивать. Можно использовать специальные упражнения, побольше читать, применять метод помидора для решения важных задач и учебы. Если систематически уделять этому время, ребенок станет внимательнее, научится дольше концентрироваться на одной задаче и анализировать ее с разных сторон.
  • Работа с мыслями. Очень часто человеку (даже взрослому) бывает сложно сконцентрироваться из-за «ментальной жвачки» — навязчивых мыслей, связанных с тревожащей ситуацией или проблемой. В этом случае важно поговорить с ребенком и узнать, что его беспокоит. Также важно учить его справляться негативными мыслями и повышать стрессоустойчивость детей.
  • Общение с разными людьми. Необходимо создавать круг общения из людей с разными специальностями, социальными статусами, мировоззрениями. Слыша разные истории, наблюдая разные мнения, строя диалог с непохожими друг на друга людьми, ребенок учится отстаивать свое мнение, находить более правильные аргументы, размышлять, думать.
  • Изучение истории для детей. История — это погружение в мир причинно-следственных связей, мотивов и действий. Через знакомство с биографиями известных людей, их влиянием на окружающий мир и события в нем, ребенок развивает критическое мышление, учится замечать тонкие нюансы и тщательнее анализировать информацию.
  • Поиск темы для глубокого погружения. Хорошей «пищей для размышления» может стать классическая литература. Многослойность повествования позволяет найти свои личные смыслы и развить их в размышлениях. С подростками можно обсуждать философские идеи, поступки других людей, мировые события.

Центр «ИМЕНА Продакшн» выпустил проект «Православная азбука», в рамках которого воспитанники центра размышляют о Боге, вере, православных традициях, осмысливают жития святых.

Сократический диалог для развития глубокого мышления

«Сократический диалог» — это способ построения беседы, когда один человек (например, учитель или родитель) задает вопросы и подвергает гипотезу ученика сомнению. Это позволяет ученику более многогранно и глубоко исследовать проблему и найти более интересный, полноценный и правильный вариант.

Схема построения такого диалога следующая:

  • Взрослый задает тему, ребенок высказывает свою гипотезу в рамках темы.
  • Взрослый находит такие аргументы и вопросы, которые ставят гипотезу под сомнение. Здесь важно не обесценивать мысли ребенка и действовать максимально уважительно и аккуратно.
  • Ребенок ищет доказательства своей гипотезы, погружаясь в вопрос все глубже. Часто бывает и так, что вместо доказательств находятся опровержения, и ребенок находит другое более эффективное решение.
  • Взрослый и ребенок обсуждают результаты беседы.

С помощью сократического диалога можно обсуждать прочитанные книги, новости, события, произошедшие с ребенком, решать сложные вопросы и задачи, которые ставит перед учеником школа и жизнь.

Каждый ребенок обладает пытливым умом и природной любознательностью от рождения. Однако из-за пресыщения визуальными стимулами, частого сидения в телефоне и равнодушия взрослых многие дети теряют эти важные качества. Поэтому родителям так важно стимулировать их развитие и не допускать угасания. Отвечайте на детские вопросы и не бойтесь говорить с детьми на сложные темы. Беседуйте о религии и духовной жизни, обсуждайте книги, учите рефлексировать. Через размышления, отказ от гаджетов и интерес к реальной жизни происходит рост и развитие личности.

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Микрообучение — образование будущего или путь в никуда?
Новое! Микрообучение — образование будущего или путь в никуда?
Подробнее
STEAM-образование: самый новый подход к обучению наших детей
STEAM-образование: самый новый подход к обучению наших детей
Подробнее
Как научить подростка справляться со сложными чувствами и не бояться ошибок?
Как научить подростка справляться со сложными чувствами и не бояться ошибок?
Подробнее
Как и зачем учить ребенка красивому письму?
Как и зачем учить ребенка красивому письму?
Подробнее
Типы коммуникантов: как учить детей общаться с разными людьми?
Типы коммуникантов: как учить детей общаться с разными людьми?
Подробнее