- Общество успеха
- Проигрыш — это опыт
- Следите за собственными эмоциями
- Не обесценивайте выигрыш другого человека
- Не обнуляйте поражение
- Не старайтесь сразу утешить ребенка
«Зачем учить проигрышу?» — спросят родители. Ведь детей, наоборот, нужно учить достигать успехов и покорять высоты. Безусловно, целеустремленность и стремление к победе являются важными качествами, которые необходимо воспитывать у детей и подростков. Но в жизни бывают не одни победы, поэтому важно заранее научить ребенка воспринимать проигрыш правильно.
Общество успеха
Некоторые родители изначально ориентируют детей на абсолютный успех: учебу исключительно на «пять», первое место в соревнованиях или олимпиаде. Все, что ниже, как будто «не считается».
Но такая высокая планка является не только мотиватором, но и стрессом для детей. В борьбе за «высшую награду» некоторые дети (в силу определенных особенностей психики) изматывают себя и доводят до нервного срыва. В случае проигрыша они ощущают тревогу, а их самооценка колеблется в зависимости от внешних оценок и достижений.
Поэтому такой подход не является верным и полезным для детской психики. Для развития полноценной гармоничной личности необходимо учить ребенка правильно побеждать и проигрывать.
Проигрыш — это опыт
Прежде всего, проигрыш — это возможность получить новый опыт и попробовать снова. Важно донести до ребенка правильное отношение к неудачам. «Да, сейчас не получилось, давай подумаем, почему». Размышляя над причиной поражения, малыш учится рефлексировать, анализировать собственные поступки, проводить
Правильный подход к неудачам вырабатывает у ребенка навык преодоления, целеустремленность, адекватное понимание своих возможностей, развивает психологическую гибкость и устойчивость, умение управлять ожиданиями и адаптироваться к изменениям.
Совет! Всегда напоминайте ребенку, что важен не только выигрыш, сколько положительные эмоции от процесса, возможность научиться новому и развить собственные таланты и навыки.
Следите за собственными эмоциями
Все начинается с родительской реакции. Например, ребенок прибежал в школьной эстафете последним, а мама, хоть и говорит, что «все хорошо», не может справиться с эмоциями. Это видно и в ее взгляде, и в жестах, и в интонациях. И ребенок это все очень быстро считывает, и делает собственные выводы. Например, что любовь можно заслужить только победой.
- Проанализируйте свои эмоции в момент детского поражения. Жалость, стыд, обида, разочарование, гнев — это все деструктивные эмоции, которые разрушают не только отношения, но и детскую личность.
- Отделите внешние успехи ребенка от отношения к нему.
- Учитесь правильно реагировать на промахи малыша. Если он расстроен — поддержать и утешить, но в любом случае не акцентировать на нем негативного внимания.
Не обесценивайте выигрыш другого человека
Не стоит говорить о победителе, что «ему просто повезло» или тем более что «жюри ему подыгрывали». Наоборот, предложите малышу объективно взглянуть на чужую победу. Что помогло этому человеку выиграть? Какие качества, знания, навыки? А что могло бы помочь ему самому?
Предложите если не порадоваться за победу другого, то хотя бы честно признать ее. «Да, в этот раз он был объективно сильнее, но в следующий раз я учту все нюансы и смогу выиграть». Такое честное отношение к победе другого снижает эмоциональный накал и позволяет направить энергию в позитивное русло.
Не обнуляйте поражение
Фразы «все равно ты самый лучший» или «они просто ничего не понимают, а на самом деле ты — победитель» только кажутся поддержкой, но на самом деле формируют у ребенка тщеславие, развивают нарциссические черты и инфантильность. В будущем, во взрослом мире, такому человеку будет сложно выносить невозможность получить все и сразу.
«Не реви. Это всего лишь игра» — такая фраза тоже обесценивает поражение, представляет его ошибкой и «пустяковым» событием, а вовсе не возможностью получить бесценный опыт.
Не старайтесь сразу утешить ребенка
Смотреть, как ребенок расстраивается
А потом можно обсудить все произошедшее, помочь ребенку сделать правильные выводы. Например, спросите:
- Чему он научился в данной ситуации?
- Какие «плюсы» и возможности есть в ней?
- А что не получилось? Что можно было бы сделать лучше, а что — объективно невозможно было бы улучшить на данном этапе?
- Какие действия можно предпринять, чтобы в следующий раз справиться с заданием и одержать победу?
Анализируя собственные промахи, ребенок становится увереннее в себе и понимает: будущие победы зависят только от него.
Читайте также: 5 эмоциональных привычек, которые мешают детям добиваться успеха