Сайт использует файлы Cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Узнать подробнее

×
Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Как реагировать на плохие оценки ребенка? (Памятка для родителей от психолога «Имена Продакшн»)

Как реагировать на плохие оценки ребенка? (Памятка для родителей от психолога «Имена Продакшн»)

Школьник пришел домой недовольный и ершистый. Прячет взгляд, а на просьбу показать дневник мямлит что-то невразумительное или вовсе надувается и игнорирует слова родителей. Когда же дневник все же оказывается в руках родителей, там обнаруживается очередная «двойка». Еще и учитель в школу вызывает. Знакомо?

Разберемся, как взрослым правильно вести себя в такой ситуации, с психологом «Имена Продакшн».

Почему кричать нельзя?

К сожалению, в современной образовательной системе оценка давно перестала быть просто показателем усвоения учеником материала. Сегодня — это мерило успеха и способ получить одобрение от взрослых. Смотрите сами: отличники получают похвалы, а двоечников — стыдят. Но ведь и у двоечников есть таланты и способности, не замеченные в школе. И наша родительская задача — разглядеть их.

Наказывая и стыдя за плохие оценки, родители не только разрушают доверие ребенка, но и снижают его уверенность в себе самом. Появляется страх неудачи, ошибки. Но ошибаться — это нормально и правильно, особенно когда учишься. Из-за этого происходит диссонанс, который у особо чувствительных детей может привести к нервному срыву.

Приведите нервы в баланс

Если чувствуете, что эмоции зашкаливают, отложите разговор. Сначала нужно успокоиться. Чтобы быстро привести нервы в порядок, используйте такое упражнение:

Взгляните на себя со стороны. Представьте, как меняется ваше лицо, поза, жесты, когда вы раздражены. Какой видит вас малыш? Какие чувства вызывает у вас ваш гнев, какие — у ребенка? Как правило, если сделать это упражнение, злость быстро проходит. Можно завершить упражнение несколькими глубокими вдохами.

Поймите причину своего гнева

Попробуйте понять, что именно в этой ситуации так вас разозлило. Например, вчера вы до ночи объясняли школьнику тему, а сегодня выяснилось, что он ее так и не понял. Значит, ваше время ушло в пустую. Или может быть, вас разозлило то, что у вашей подруги сын — отличник, и вам бы тоже хотелось хвастаться детскими успехами на дружеских посиделках? Или вас заставляет злиться страх за будущее ребенка?

Со всеми этими ситуациями нужно работать по-разному. Но начинать все равно придется с себя.

  • В первом случае, стоит признать, что у вас не получается объяснить тему так, чтобы школьник понял. И он тут не причем. Возможно, стоит подумать о хорошем репетиторе, который поможет школьнику усвоить материал.
  • Если причина в зависти, то нужно работать с собственными комплексами. Ваш ребенок не должен соответствовать никаким стандартам и уж тем более не должен учиться так же хорошо, как «сын маминой подруги».
  • Часто родители боятся, что ребенок будет менее успешен в жизни, если не учится на одни пятерки. Но оценка — не показатель ума или таланта. Ваш малыш может быть талантливым художником, но при этом не разбираться в физике. И это нормально.

Как помочь школьнику?

Говорите с ребенком. Это очень важно! Вместо того, чтобы с порога начинать отчитывать на низкую успеваемость, узнайте у самого «виновника торжества», что случилось, почему он получил двойку? Может быть, что-то отвлекало его на уроке? Или он плохо себя чувствовал на контрольной? Или с учителем натянутые отношения? А может, ему просто не хватило времени закончить работу?

В школе для всех создаются единые условия: на прохождение темы отводится конкретное количество часов, а на написание контрольной работы дается всего 45 минут. Темп работы вашего школьника может не соответствовать этим стандартам.

Не вешайте ярлык. Откажитесь от слов «неуспеваемость», «двоечник», «хуже всех в классе», «невнимательный», «слабенько». Такие ярлыки часто навешивают учителя, но постарайтесь, чтобы дома ребенок не слышал подобных оценок.

Не сравнивайте с другими. «А вот Петя получил пятерку» — это худшее, что вы можете сказать своему ребенку в такой ситуации.

Разработайте план. Обсудите с ребенком, как исправить ситуацию. Пусть он предложит свои варианты, а вы предложите свои идеи. Иногда у ребенка нет мотивации даже думать о том, чтобы исправить оценки. В этом случае стоит поискать причины и, по необходимости, посетить психолога.

Создайте правильную атмосферу. Ребенок переживает из-за двоек не меньше родителей. А если еще и дома напряженная атмосфера, стресс увеличивается. Закладывайте правильную модель в детскую психику. Создайте спокойные комфортные условия, формируйте доверительные отношения, говорить с детьми не только на школьные темы.

Помните: ребенок может не быть отличником, от этого не зависит его успех и счастье в будущем. Но ему важно стать целостной сильной личностью, умеющей брать на себя ответственность за свою жизнь и решать свои проблемы. Помочь ему на этом пути становления — наш родительский долг, и оценки тут совершенно ни при чем.

Другие статьи

Социальный интеллект у детей: что это такое и как развить?
Социальный интеллект у детей: что это такое и как развить?
Подробнее
4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)
4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)
Подробнее
Как хвалить ребенка, чтобы мотивировать его на успех?
Как хвалить ребенка, чтобы мотивировать его на успех?
Подробнее
5 секретов работающих мам: как все успевать?
5 секретов работающих мам: как все успевать?
Подробнее
«Ставим цель — идем к ней»: основы целеполагания для детей
«Ставим цель — идем к ней»: основы целеполагания для детей
Подробнее