- Что такое микрообучение?
- В чем вред «учебы маленькими порциями»?
- Когда можно применять микрообучение?
Идея микрообучения в последнее время все чаще и чаще звучит в современном образовании. Детям предлагаются короткие образовательные ролики даже в рамках школьной программы. Предполагается, что это поможет эффективнее получать знания и не уставать от учебы. Но этот подход имеет больше минусов, чем плюсов.
Что такое микрообучение?
Микрообучение (микролернинг) — это подход, где информация подается ученику маленькими «порциями», а вся программа разбивается на модули по принципу: один модуль — один блок информации — одна мысль/навык. На практике это выглядит следующим образом: ребенок смотрит короткое видео (как правило, не более 5–10 минут) с основными тезисами по теме, а потом отрабатывает навык или повторяет информацию (например, в форме теста). Таким образом, подобный урок занимает всего 10–15 минут.
Важно! Некоторые считают, что короткие
Данный подход используется в
Предлагаем прочитать статью о том, чем заплатят наши дети за соцсети и интернет? Это необходимо знать каждому родителю!
В чем вред «учебы маленькими порциями»?
Чем старше становится ребенок, тем больше развивается его мозг, формируется интеллект, мышление и другие когнитивные функции. Подросток учится дольше, чем ребенок, концентрировать внимание на изучаемом предмете, погружаться в тему, искать межпредметные связи. Для этого необходима работа со специальной литературой, общение с педагогами. И это требует гораздо больше времени, чем 5–10 минут в день.
Микрообучение не решает проблему клипового мышления и эффекта «памяти золотой рыбки», а лишь усугубляет ее. Вместо того, чтобы учить ребенка мыслить критически, анализировать, находить скрытые смыслы, развивать «глубокое мышление», метод микрообучения предлагает ему готовый концентрат главных идей, которые нужно лишь «заучить». Соответственно, нет развития думающей глубокой личности, умеющей размышлять и имеющей собственное мнение.
Такой подход не подготовит подростка к поступлению в ВУЗ, так как высшее образование невозможно построить по формату коротких роликов. Поступив в институт, ребенок неизбежно столкнется с необходимостью поиска и обработки большого количества информации. И если концентрация внимания у него развита плохо, это станет проблемой.
Когда можно применять микрообучение?
- В обучение малышей часто применяется формат коротких уроков. Это обусловлено тем, что дети в 4–5 лет в силу особенностей развития мозга могут концентрироваться на одной задаче только 8–20 минут. С возрастом это время увеличивается, и формат уроков меняется.
- Подобный подход может быть эффективен во время подготовки к экзамену в качестве закрепления материала, когда необходимо быстро повторить и усвоить большой объем информации. В этом случае важно выбирать разные форматы подачи информации (видео, аудио, заметки, инфографика), чтобы максимально полно охватить тему.
- Некоторые платформы по обучению иностранному языку предлагают микролернинг. Это эффективный и быстрый способ для повторения уже пройденных правил и слов. Впрочем, стоит отметить, что выучить иностранный язык с помощью одного только микрообучения невозможно. Необходима разговорная практика с учителем (лучше всего носителем языка), чтение литературы и просмотр фильмов на изучаемом языке.
- Можно получить первое представление о новой теме с помощью коротких информационных уроков и на основании этого принять решение, нужно ли вам полноценное образование в этой сфере.
Подводя итог, можно сказать, что микрообучение можно использовать для закрепления пройденной информации и самопроверки, но оно не дает комплексного знания по теме. Оно не станет базой, на которую можно «надстраивать» новые навыки и умения, не поможет развить интеллектуальные способности и не станет заменой полноценному образованию.
Читайте также: