Во время обучения в школе ребенку приходится запоминать много информации: даты, правила, формулы и, конечно, стихи. Чтение стихов — полезное занятие. Оно обогащает словарный запас ребенка, помогает мыслить яснее, тренирует логическое мышление, развивает эстетический вкус и культуру речи. Во время запоминания стихов в мозге формируются новые нейронные связи и происходит его активное развитие. А чтобы запоминание занимало меньше времени и проходило легче, предлагаем вам несколько способов, которые часто используют в театральных студиях и на актерских курсах для запоминания ролей.
Прочитать вслух и записать
Доказано, что информация запоминается лучше, если проговорить ее вслух. Это помогает услышать ритм текста и активизировать не только зрительную, но и аудиальную память. Можно даже записать стихотворение на диктофон и прослушать его несколько раз (например, перед сном). Это поможет запомнить стих гораздо быстрее! Также полезно несколько раз переписать стихотворение в тетрадь от руки. Этот метод подключает двигательную память и тоже ускоряет запоминание.
Важно! Ученые из Токийского университета провели исследование среди выпускников одного из вузов. Участников попросили прослушать вымышленное расписание дел и записать его. Было три группы: первая группа писала все от руки в блокноте, вторая — заносила информацию в электронный календарь с помощью стилуса, третья — делала записи в заметках на телефоне. Далее ученые проверили испытуемых с помощью МРТ и выяснили, что у участников, которые писали от руки, мозговая активность в зонах, связанных с памятью, гораздо выше. Они действительно лучше запомнили записанное и на 25% быстрее справились с заданием.
Понять смысл
Особенность человеческой памяти такова: она не может запомнить то, что не понимает. Поэтому текст необходимо прочитать и подробно разобрать, прежде чем начинать его учить. Объясните ребенку все непонятные слова. Можно вместе заглянуть в словарь и узнать их значения.
Также ребенок должен понимать, о чем вообще идет речь. Если стихотворение связано с историческим событием, расскажите о нем ребенку. Если — с известной личностью, прочитайте ее краткую биографию. Если в тексте говорится о чувствах и эмоциях, порассуждайте с ребенком о том, что чувствовал автор, когда писал эти строки. Стихотворение перестанет быть просто набором строк. Оно станет целой историей, которую захочется запомнить и рассказать.
Подключаем ассоциации
Человеческая память ассоциативна: она не может запомнить просто текст, но может — образ, связанный с этим текстом. Ассоциативный метод запоминания информации подходит не только для разучивания стихотворений, но и для подготовки к экзамену, контрольной, выступлению перед аудиторией. Его суть в том, чтобы связать изучаемую информацию в ассоциативную цепочку и таким образом хорошо запомнить. Как это можно сделать?
-
Нарисовать для конкретного стихотворения
рисунок-визуализацию . -
Связать сложные места стихотворения с
какими-нибудь понятными образами. Например, с цветами, символами, звуками, знакомыми пейзажами. - Воспользоваться методом «Кинолента» — представить стихотворение в виде набора кадров в проекторе: одна строчка — один образ — один кадр.
Совет! Чем больше органов чувств вы задействуете при запоминании, тем легче и быстрее выучите стихотворение.
Вжиться в роль
Если учить нужно много, а текст не из легких, предложите ребенку вжиться в роль рассказчика. Что он чувствует? Какие эмоции испытывает? Что хочет донести до слушателя? Поняв психологию героя, легче запомнить его реплики.
Если есть возможность, можно поиграть в театр и прочитать стихотворение по ролям. А если в стихотворении есть сюжет, то можно воспроизвести небольшую сценку, «иллюстрируя» каждую строчку движением. Подключая телесное проживание текста, ребенок лучше усваивает информацию и быстрее запоминает ее.
Предлагаем почитать: