Недавно меня спросили, нужно ли платить подростку за хорошие оценки? Это вопрос очень популярен среди родителей.
Я считаю: нет, не нужно. Более того, перевод образования в денежную сферу очень мешает детям и вредит учебному процессу.
Учеба в школе и стремление к высоким результатам формирует в ребенке внутреннюю мотивацию. В идеале на этом пути учеником движет желание узнать новое, расширить свои знания о мире, получить новые навыки, преодолеть трудности и достичь классного результата. В подростковом возрасте играют роль долгосрочные цели. Например, школьник усердно учит
В этом процессе важно давать ребенку эмоциональный отклик на его успехи, спрашивать, что нового он узнал, как это можно применить в обычной жизни? В случае неудачи нужно помочь разобраться, почему так получилось и как это исправить. В разговоре необходимо проявлять и обсуждать потребности ребенка, так как только те дети, которые осознают свои цели и потребности, могут выстроить внутреннюю систему мотивации.
Что же происходит, когда естественную мотивацию мы подменяем деньгами? Родитель обесценивает сам учебный процесс, акцентируя внимание только на оценке результата учителем. Ребенок перестает понимать, зачем ему нужно учиться, и думает, что успехи в школе нужны вовсе не ему, а родителям. Непонимание своих потребностей и целей обучения приводит к тому, что ребенок теряет интерес к учебе.
Кроме того, как показывает практика, денежная мотивация работает не так хорошо, как хотелось бы родителям. Часто стремление получить хорошую оценку может толкнуть ребенка на хитрость, например, на списывание на контрольной.
И все же в подростковом возрасте детям важно иметь личные деньги. Я советую установить фиксированную сумму «карманных» денег, не зависящую от успехов (или неуспехов) в школе. Это поможет научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами и нести ответственность за свои решения.
Автор: Диана Тевосова