Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Адаптивный интеллект: что это и зачем он нашим детям?

Адаптивный интеллект: что это и зачем он нашим детям?

В конце прошлого века для описания модели современного мира появился необычный термин — VUCA-мир. Этот акроним предложили экономисты Уоррен Беннис и Берт Нанус. В буквах зашифрованы характеристики мироустройства, царившего до недавнего времени: нестабильное, неопределенное, сложное, неоднозначное. В 2020 году под влиянием происходящих в мире событий ученые заговорили о расширении и трансформации этого понятия. Был создан термин BANI-мир: хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый. Чтобы добиться успеха и реализовать себя в этом мире, необходимо развивать в себе новые навыки, которых не было у предыдущих поколений. И адаптивный интеллект — один их них.

Что такое адаптивный интеллект?

Понятие «адаптивный интеллект» (AQ) появилось не так давно и объединило в себе сразу несколько «гибких» навыков: эмоциональный интеллект, позитивное мышление, умение рационально мыслить, анализировать ситуацию и быстро принимать решения. AQ — это способность быстро подстраиваться под изменения во внешней среде.

Человек, обладающий этим видом интеллекта, умеет быстро принимать решения, просчитывать возможные риски и возможности, а также самостоятельно стимулировать изменения, которые необходимы для создания условий роста и развития.

По сути, адаптивный интеллект помогает найти ответы на вопросы: какой самый негативный исход может быть в этой ситуации, что можно сделать, чтобы избежать этого, и какие возможности для развития можно извлечь из этой ситуации?

Зачем это детям?

Об адаптивном интеллекте чаще всего говорят в рамках бизнес-обучения, и можно подумать, что он необходим исключительно бизнесменам, экономистам, руководителям международных компаний, которые должны чутко отслеживать изменения на мировом рынке и подстраивать работу под них. Но это не так.

Каждый человек, который хочет успешно развиваться в современном мире, должен взращивать в себе этот навык. И дети не исключение.

Адаптивный ребенок стойко воспринимает неожиданные изменения, не впадает в панику, не теряется и не уходит в себя, если что-то идет не по плану. Он генерирует идеи, как решить сложившуюся ситуацию, будь то учебная задача или сложности личного характера. Ему легче находить общий язык с окружающими, вливаться в новые компании и заводить друзей. В будущем он сможет не только применять знания, полученные в школе и институте (hard skills), в привычном формате, но и создавать собственные профессиональные направления, адаптируя их под потребности и интересы современного общества.

Как развить AQ у детей?

  • Решать задачи новыми способами. В школе чаще всего требуют решение задач по определенной схеме, но так невозможно развить адаптивный интеллект. Поэтому полезно искать новые пути решения уже известной задачи. Этим можно заниматься как в рамках школьной программы, так и внеурочно, например, на занятиях ТРИЗ. И даже на бытовом уровне — например, предложите ребенку поискать новую дорогу в школу.
  • Искать разные пути решения проблемы. В сложной ситуации полезно придумать как можно больше способов действия, а также проанализировать — к каким последствиям приведет то или иное решение.
  • Расширять кругозор. Чем больше ребенок имеет знаний об окружающим мире, тем больше пространства для маневра у него будет. Также полезно развивать у ребенка межпредметные связи, которые помогут собрать все знания в единую систему.
  • Не окружать детей только позитивными новостями, скрывая весь негатив. Важно создать у ребенка адекватное видение этого мира. Он должен быть готов к встрече с трудностями, но они не должны пугать его и лишать возможности действовать.
  • Говорить с детьми об их талантах, сильных сторонах, слабых сторонах и зонах роста. Когда человек хорошо себя знает, он может более правильно рассчитывать нагрузку и ставить более достижимые цели.

Но самым главным в развитии здоровой адаптивности у детей является приучение их к самостоятельности. Не пытайтесь оградить ребенка от всех трудностей, не решайте все его проблемы по первому зову. Когда ребенок осознаёт свою ответственность за определенные сферы своей жизни и понимает, что должен сам решать те или иные задачи, он начинает генерировать поистине потрясающие решения. Помните, что развитие по-настоящему целостной, креативной и адаптивной личности невозможно в условиях вседозволенности, постоянного потакания и баловства.

Читайте также:

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Микрообучение — образование будущего или путь в никуда?
Новое! Микрообучение — образование будущего или путь в никуда?
Подробнее
STEAM-образование: самый новый подход к обучению наших детей
STEAM-образование: самый новый подход к обучению наших детей
Подробнее
Как научить подростка справляться со сложными чувствами и не бояться ошибок?
Как научить подростка справляться со сложными чувствами и не бояться ошибок?
Подробнее
Как и зачем учить ребенка красивому письму?
Как и зачем учить ребенка красивому письму?
Подробнее
Типы коммуникантов: как учить детей общаться с разными людьми?
Типы коммуникантов: как учить детей общаться с разными людьми?
Подробнее