Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Саморегуляция у детей: как научить ребенка управлять импульсами и эмоциями

Саморегуляция у детей: как научить ребенка управлять импульсами и эмоциями

Саморегуляция — это способность контролировать свои эмоции, поведение и внимание, выдерживать фрустрацию и действовать в соответствии с долгосрочной целью. Этот навык необходим для успешного обучения, построения здоровых отношений и психологического благополучия как в детском, так и во взрослом возрасте.


Почему саморегуляция важна?

Саморегуляция напрямую связана с развитием внимания и рабочей памяти, навыком планирования, контролем импульсов. У детей с развитыми навыками саморегуляции реже возникают проблемы с поведением, лучше успеваемость и более стабильное эмоциональное состояние. Отсутствие контроля импульсов у ребенка, напротив, приводит к частым конфликтам, сложностям в обучении и повышенному уровню стресса у всей семьи. Чем раньше родители займутся формированием саморегуляции у детей и поймут, как научить ребенка успокаиваться, тем лучше.

Как развивается детский мозг?

Ребенок не рождается с навыками самоконтроля. В младенчестве его мозг и нервная система несовершенны. Но он взрослеет, и его мозг становится более развитым. Поэтому бесполезно требовать от годовалого малыша управления эмоциями. Его мозг еще не готов к этому. В напряженные моменты малыша лучше отвлечь и мягко перенаправить его внимание.
Лобные доли, ответственные за саморегуляцию, начинают развиваться с 3 до 7 лет. В этом возрасте дети начинают осознавать свое поведение, учатся внутреннему диалогу и управлению эмоциями. В этот период особенно важно заниматься физическим и речевым развитием, так как именно оно стимулирует формирование лобных систем.
Со школьниками можно обсуждать стратегии управления гневом и фрустрацией. Подростки нуждаются в признании автономии, совместном формировании правил. Для них полезны практики самонаблюдения, ведение дневника эмоций и совместное обсуждение решений.


Как родитель может научить ребенка саморегуляции?

Создание безопасной среды. Ребенок легче учится управлять собой, когда его чувства принимают и понимают. Последовательность в правилах и ежедневной жизни уменьшает уровень тревоги и повышает способность детей прогнозировать последствия и выбирать более взвешенные реакции.
Спокойная манера общения. Понаблюдайте, как вы общаетесь с детьми? В каком тоне? Как реагируете на сильные эмоции ребенка и других членов семьи? Ребенок «отражает» манеру, в которой взрослый разговаривает с ним в моменты конфликта. Если он говорит спокойно и конкретно, проговаривает свои чувства, ребенок тоже будет стремиться к такой модели. Если же взрослый кричит, ругается, критикует, сложно говорить о развитии детской саморегуляции. Ей просто неоткуда будет взяться.
Поощрение. Мотивация к самоконтролю возрастает, когда усилия ребенка замечают и подкрепляют. Давайте положительную обратную связь, хвалите конкретные усилия, когда ребенок научился чему-то, совершил хороший поступок или смог решить проблему.
Границы. Границы дают структуру, но они должны быть объяснены и соблюдаться последовательно. Границы дают детям чувство опоры и стабильности, а их нарушение дестабилизирует их.

Практические приемы для саморегуляции у детей
●    Техника остановки. В когнитивной психологии есть формула «стимул-реакция», которая описывает поведение: триггерное событие запускает каскад эмоций, что приводит к нежелательному поведению. Справиться поможет «техника остановки». Ребенок сталкивается со «стимулом» и чувствует прилив эмоций. Но прежде чем выдать «реакцию», он делает паузу, глубоко вдыхает три раза, находит опору в теле (например, садится на стул) и называет одно чувство. Это упражнение можно практиковать не только в момент кризиса, но и в спокойное время.
●    Техники дыхания для детей. Малышей не стоит учить сложным приемам, лучше превратить это в игру. Например, предложите дошкольнику показать, как «зайка нюхает цветочек» (глубокий вдох), «как задувают свечи на именинном торте» (глубокий выдох).
●    Упражнение для распознавания телесных сигналов. Оно помогает связать эмоцию с ощущениями в теле. В спокойной обстановке предложите ребенку описать, где он чувствует злость, страх или радость. Спросите: «Где живет твоя радость? А гнев? Что ты чувствуешь, когда грустишь?». Регулярное отслеживание телесных сигналов повышает самосознание и дает точку опоры, когда импульс станет неконтролируемым.


Как научить ребенка справляться со стрессом?

Не рекомендуется давать ребенку гаджет, чтобы он «успокоился». Так закрепляется привычка уходить в виртуальный мир во время сложностей. Кроме того, использование гаджетов не успокаивает, а, наоборот, расшатывает нервную систему за счет обилия стимулов и новой информации.
То же самое касается любых положительных стимулов. Например, некоторые родители, чтобы успокоить ребенка после истерики, покупают ему игрушки и сладости. Лучше разнести эти события во времени, чтобы ребенок не связывал стресс и истерику с получением подарков.
После эмоционального эпизода, когда все успокоились, взрослый вместе с ребенком проговаривает, что произошло и почему, какие были чувства, что сработало, а что нет. Этот разговор следует вести без обвинений и в духе совместного решения.

Важно! Проговаривайте с ребенком все, что с ним происходило в течение дня, что было для него полезно, а где он сам себе или окружающим нанес вред. Так, он научится саморефлексии и саморегуляции. Поощряйте послушание. Таким образом, он будет понимать и развиваться быстрее, а научившись самоконтролю, увидит свои первые плоды труда.
 
Навыки саморегуляции у дошкольников и подростков формируются постепенно и требуют терпения, последовательности и эмоциональной поддержки. Родителям важно создавать безопасное пространство, моделировать желаемые реакции, регулярно практиковать простые упражнения и учить рефлексии. Систематические усилия дают долгосрочный эффект: ребенок, научившийся управлять импульсами и эмоциями, получает преимущество в учебе, общении и в умении строить жизнь в соответствии со своими целями.

Активная жизненная позиция: 6 способов развить инициативность у ребенка
Практические методы воспитания инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Советы для родителей. Формирование активной жизненной позиции в воспитании детей.

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Активная жизненная позиция: 6 способов развить инициативность у ребенка
Активная жизненная позиция: 6 способов развить инициативность у ребенка
Подробнее
Индивидуальные занятия с психологом и семейная терапия: почему стоит проработать проблемы и улучшить жизнь себе и детям
Индивидуальные занятия с психологом и семейная терапия: почему стоит проработать проблемы и улучшить жизнь себе и детям
Подробнее
Как развивать интеллект ребенка
Как развивать интеллект ребенка
Подробнее
Творческий или избалованный ребёнок. Как отличить? Что делать и как бороться с  манипуляциями.
Творческий или избалованный ребёнок. Как отличить? Что делать и как бороться с манипуляциями.
Подробнее
Какие действия и слова родителей могут навредить детям
Какие действия и слова родителей могут навредить детям
Подробнее
Наверх